Не говорите мне — прощай… Завершение эры классического MotoGP — часть 5: Valentino Rossi — admitsoft.ru

— Он не уходит в отставку здесь и сейчас, а переходит на «спокойную работу» в саттелит Petronas Yamaha SRT в пару к своему любимому ученику — к Франко Морбиделли, ставшему вице-чемпионом MotoGP в этом году. Не чудо ли это? К чему все идет? Не прогадал ли Vale, и не совершил ли ошибку, которая, как считал в июле Кейси Стоунер, может лишить его «лица» и «магической ауры»? Попробуем разобраться.

Просто стар или Superstar?

В 2021 году Валентино Росси будет уже 42 года, и он по праву станет самым успешным возрастным пилотом всех времен (с 1949 года), если взойдет еще хотя бы на один подиум до конца сезона. Он и сейчас является таковым, как минимум, за последние 40 лет. Но в прошлом гонщики участвовали в Гран-При, пока могли ездить, а покидали спорт только из-за травм, реально мешающим им быть конкурентоспособными.

Валентино Росси

Сейчас же ситуация иная: гоночная психология стала играть определяющую роль в подборе пилотов на лучшие места. Менеджеры заводских команд хотят иметь у себя самых быстрых из самых молодых. Причин две: 1) мотивация юных райдеров выше, поскольку они меньше думают в целом; 2) у молодых спортсменов лучше метаболизм, они быстрее восстанавливаются, да и скорость реакции в целом лучше, чем у тех, кто достиг возраста 30-33 года. В одном из интервью Хорхе Лоренцо заявил: «с сегодняшнего дня моя карьера идет на убыль» — в тот день Хорхе стукнуло 27 лет. Марк Маркес, конечно, не согласился бы с ним. Но кажется, сам воочию убедился в справедливости слов Лоренцо 19 июля в гравийной ловушке Circuito de Jerez с сломанной пополам плечевой костью. 17 февраля 2020 года Марку тоже исполнилось 27… «Совпадение? Не думаю» (С)

Что было с Росси, когда ему было 27? Это сезон 2006 года, упущенный шанс — взять 3-й подряд титул вместе с Yamaha из-за странного падения на финале в Валенсии. Что это было — намеренно допущенная ошибка ради светлого будущего MotoGP или глупое недоразумение, до сих пор никто точно не знает. Знает только Великий и Ужасный Валентино.

«…как в хорошем фильме»

Поистине, о жизни Валентино Росси имеет смысл снять полноценный сериал или полнометражный фильм с элементами документалистики и художественного вымысла, ибо за 20 лет Валентино достаточно наследил и оставил ряд загадок.

Лучшие wheelie в MotoGP — все в исполнении Валентино Росси

Как он сам отметил, его карьера в Yamaha состояла как бы из двух серий, «как в хорошем фильме»: «Но это не сиквел, это именно приключенческая драма в двух сериях» — смеется Росси.

Прощание с Monster Energy Yamaha MotoGP состоялось дважды. Первое, по возвращении Росси на пит-лейн после финиша Гран-При Португалии. Второе, вечером того же дня, по завершении всех церемоний FIM, брифингов и прочего.

«Возвращение на пит-лейн после финиша в последний раз с этой командой — это было слишком эмоционально, потому что история завершается не только с моей командой. Она завершается для ряда людей, которые были вовлечены в MotoGP даже дольше моего!» — отметил Валентино, имея в виду свою команду — Бриггса и Стивенса, которые начали свою карьеру в Гран-При задолго до того, как Росси вообще пришел в Гран-При.

Сценарий был бы хорош: история человека, воспитанного в атмосфере абсолютной любви… к мотоциклу, рожденного с бензином в крови, вскормленного грудью на гоночном треке (в прямом смысле этого слова) и искренне верящего, что жизнь можно превратить в перманентную вечеринку. История человека, прошедшего все фазы взросления внутри паддока MotoGP, фазу острой звездной болезни и феерического низвержения с Пантеона, но и последующего перерождение в истинного идола мотоспорта.

Round One — Mission One

Вся история Росси и его команды — это история современного MotoGP, каким мы его знаем в принципе, это более 20 лет. 20 лет в Королевском классе ездит только Валентино, но он пришел в GP125 в 1996, тогда как его команду собрал в 1993 Джереми Бёржесс, и она успела поработать с величайшими пилотами Гран-При, такими как Рон Хезлам, Фредди Спенсер, Уэйн Гарднер и Мик Дуэйн.

Команда Валентино Росси в лицах

Росси и его команда пережили многих и очень многих: молодые и горячие конкуренты приходили с единственный мыслью — побить Валентино, а затем уходили. Некоторые, как Лоренцо, заявляли, что их цель — Росси. И каким бы «великим чемпионом» не был Хорхе, без Росси он был никогда им не стал — Росси двигал Хорхе вперед и мотивировал его совершенствоваться!

А теперь представьте: как непросто чувствовать себя актуальным, когда восемь из твоих новых соперников по MotoGP моложе настолько, что когда ты вышел на старт своей первой гонки Гран-При Малайзии в 1996, их еще не было на свете!

«Думаю, что за эти 15 лет с технической стороны гонок мало что изменилось. Но эти 15 лет были частью моей жизни, и основную часть составляли люди — команда, друзья, с которыми мы всегда были и остаемся в хороших отношениях. Так что особенно я буду скучать именно по этому» — сказал Валентино Росси после завершения уикенда в Портимао.

Подиумный triple Yamaha — и Масао Фурусава в центре композиции

На самом деле, путь Росси в MotoGP состоит из трех больших частей. Вступление в MotoGP с Honda в 2000 и четыре года ошеломительного успеха — первая. Росси принял вызов, перейдя в Yamaha Factory в 2004, так началась вторая. Первые 10 лет в Королевском классе Росси фартило просто повсеместно. За все это время он не получил ни одной травмы и не пропустил ни одного старта! Проблемы начались весной 2010 года, когда Валентино допустил ошибку на тренировке по мотокроссу и повредил правое плечо. Только затем он допустил ошибку на свободной практике Гран-При Италии, поймал хайсайд и сломал лодыжку правой ноги. Но именно порванная связка плеча оказала самое негативное воздействие на его физическую форму: после перелома Росси вернулся в строй на 43-й день и через этап уже мог снова бороться за подиум; но операция на плече замедлила его в начале сезона-2011, осложнила освоение Ducati и в целом негативно сказалась на настроении итальянца. Та травма плеча осложняла ситуацию 12 месяцев подряд.

Если в паддоке видна большая толпа, на 100500% — в ее центре — Валентино Росси!

Round Two — В погоне за 10-м титулом

Возвращение в Yamaha в 2013 — третья часть саги. Это были 8 лет достаточно сложных, как для Росси, так и для Yamaha в целом. Главной проблемой стало то, что разработку YZR-M1 в период с 2004 по 2010 год вел чрезвычайно успешный тандем из Росси и лидера проекта «Mission One» Масао Фурусавы. Именно Фурусава пригласил Валентино в заводскую команду и, как позже стало известно, Масао совершенно не ожидал положительного ответа от Росси: казалось бы, что может заставить действующего чемпиона Honda поменять мотоцикл на пике славы? Но именно этот мотив и сработал: Росси принял вызов — и довел байк до совершенства.

Уход Масао Фурусавы совпал с уходом Валентино Росси из Yamaha в 2010 и означал закат блистательной кампании

«Отец M1» покинул Yamaha одновременно с Росси в конце 2010 года. После этого, на несколько лет R&D Yamaha погрузился в спячку: прототип совершенствовался, но не менялся глобально — команде не хватало решительного и смелого руководителя, каким был Масао. Honda и Ducati, напротив, стали стремительно расти после реформ внутри компаний — и достигли прогресса. В 2015 году, когда заводская команда Honda допустила грандиозный просчет при тестах нового двигателя (схожий по масштабам с просчетом, допущенным Yamaha в 2020 году с клапанами), единственным 100% конкурентоспособным мотоциклом в паддоке остался YZR-M1 — и Росси с Лоренцо сразу же включились в схватку за Triple Crown. Но тот год был исключительным: «Desmosedici by Dovi & Dall′Igna» был в процессе разработки и не представлял угрозы при явных недостатках Honda, мешавших Маркесу «ехать, как хочет», так что картина была ясна уже на тестах в Сепанге. И уже в следующем году и Ducati, и Honda совершили рывок вперед, а Yamaha — нет. Нынешние проблемы Yamaha — снежный ком, накопившийся за последние 5-7 лет.

Все это время Росси жил только одной идеей — взять 10-й мировой титул. Восемь лет он жил этим, тянул за собой огромную армию последователей, которые верили в достижимость цели.

Вера все еще сильна в нем самом и тех, кто рядом. Росси не стал прилагать меньше усилий для достижения главной цели всей жизни. С того момента, как в чемпионат пришел Марк Маркес, Росси настолько изменил свой стиль пилотирования, что он вообще уже не похож на себя образца 2009 года. В схватках с Лоренцо решающую роль играл опыт и подходящий момент, а в схватках с Лоренцо и Маркесом потребовались смелость + идеальная техника пилотирования. Нельзя не отметить важный факт, что в 2016 году в Муджелло Хорхе все же превзошел Валентино в технике. И даже это не пошатнуло его веру. Хотя, явно поколебало.

Валентино Росси

…а можно сказать и так: Vale просто устал бороться с инженерами Yamaha. С 2017 года повторял одно и то же: «мы им говорим, что не так и что надо бы поправить, но они делают все по своему разумению». В 2020 эти слова стали твердить Маверик Виньялес и Фабио Куартараро, который придет на смену Росси в заводской гараж. Еще в 2018 Виньялес не верил Росси на слово и настоял, чтобы завод разделил их программы разработки на два русла — и в Yamaha пошли на этот форк. Сегодня же заводские пилоты говорят, что лучше бы вернуть в гараж прототип модели 2019 года… в общем, неплохой момент, чтобы сделать шаг в сторону, дать дорогу молодым — пусть помучаются! — а для себя кое-что изменить, не меняя жизнь радикально!

«На самом деле, я очень горжусь этой — второй частью своего приключения с Yamaha, — отметил Росси. — Я просто обязан сказать «спасибо» и компании, и Лину, за то, что они дали мне шанс вернуться после тех двух чрезвычайно негативных сезонов, из другой заводской команды… А ведь я уже тогда был, скажем так, достаточно староват в сравнении с многими соперникам! Но я был отчаянным парнем».

Валентино Росси и Лин Джарвис

«Никогда не забуду момент, когда Лин сказал мне, что у меня есть шанс вернуться. Именно за это я ему буду благодарен по гроб жизни, потому что он буквально спас мою карьеру: в Ducati я серьезно стал опасаться, что мне пока завязывать с гонками, и по завершению сезона-2012 я уже был готов остановиться. Но возвращение в Yamaha вернуло меня к жизни на 8 лет, и это на год дольше, чем та — первая часть. Да, она вышла не такой яркой, но я был всего в паре очков от 10-го титула. Всего одно-два очка изменили историю!»

Роль Валентино Росси в MotoGP — «Икона на все времена»

Валентино Росси является №1 не по результатам сезона, но по совокупности факторов. Вместе с ним выросло несколько поколений гонщиков, фанатов и последователей. И что гораздо важнее для индустрии — несколько поколений мотоциклистов, которые сели на байк, благодаря Валентино. Многие последовали за его мечтой и пришли в мотоспорт. Академия VR46 — ярчайший пример наследия, которое останется после того, как Росси завершит карьеру.

Лучшие wheelie в MotoGP — все в исполнении Валентино Росси

Зрителей же Валентино Росси привлекал своей непредсказуемостью и неиссякаемым потенциалом на новые шутки, забавные выходки, яркий дизайн шлемов и экипировки, традиционное wheelie с «ласточкой» на круге почета и прочими элементами шоу, про которые остальные прорайдеры никогда не задумывались.

Валентино Росси — это ритуалы, целая религия, миллион нюансов и деталей. Он создал вокруг себя индустрию слухов, которой кормились полсотни журналистов и фотографов на протяжении двух десятилетий

Звезды шоу-бизнеса и мирового спорта первой величины, приходя по приглашению или по собственному желанию в паддок MotoGP, первым делом направлялись в бокс Yamaha — к Валентино Росси. Его считают величайшим промоутером и перформером в мире спорта, уважают и ценят. Росси легко мог бы занять пост менеджера или продюсера любого лейбла, если бы только захотел. Но он хочет развивать собственный бренд — VR46, и занимается этим целеустремленно, точно так же, как боролся за победу в MotoGP.

Валентино Росси и Брэд Питт

Росси на протяжении 20 лет был реальным двигателем индустрии и главным продающим лицом Yamaha в мире. Сейчас парадигма меняется, мотоциклизм несколько постарел, маркетологи ищут новые лица и новые методы привлечения клиентов. Росси уже не нужен в прежнем виде. Но он был и остается самым успешным и обожаемым персонажем в MotoGP за последние 25 лет! Второго такого нет и пока не ожидается.

Видя это, и Dorna Sports меняет свое отношение к чемпионату. Если раньше MotoGP строился на персонах-магнитах («обожествление» и эксклюзивность), теперь же требуется более плотное вовлечение зрителей в процесс, а гонщики, как участники шоу (персонально каждый), стали иметь меньшее значение. Для тех, кто пережил 2000-ные, это выглядит реальным даунгрейдом. Но 40-летних совершенно не понимают 20-летние, для которых тот же Росси — просто еще один состарившийся спортсмен, которому «пора дать дорогу молодым». Это течение актуально, потому ЛИЧНОСТИ, аналогичной Росси по совокупности характеристик, в MotoGP больше нет. Есть персонажи — великие и не очень, но срок жизни их на Олимпе стал слишком короток, и они просто не в состоянии за свою карьеру консолидировать аудиторию: вот они становятся №1, но… им уже пора уходить!

Валентино Росси и легенда NBA Майкл Джордан

Секрет этого, кстати, прост. Когда в Большие Призы вступал Валентино, Гран-При было своеобразной мечтой детства, праздником жизни, который, в случае положительного исхода, мог стать неплохим источником доходов. Но о деньгах в MotoGP никто никогда не думал: гонки должны, прежде всего, приносить удовольствие. Даже игра с поиском спонсоров для Валентино в 90-х — это была действительно своеобразная игра для группы его саппортеров, своего рода развлечение. Главный принцип, по которому всегда жил Гран-При: стань быстрым, деньги придут сами. Так оно и было до недавнего времени.

Деньги никогда не стояли на первом месте, хотя и были неотъемлемой частью процесса — потому что в паддоке их всегда было в достатке! Неоприходованных наличных и тех, у кого их хватало и кто жил аналогичной мечтой — оказаться в Гран-При — было чуть больше, чем теперь, а запретов и рамок — меньше

В сегодняшние Большие Призы рвутся именно ради больших денег! Он стал разменной монетой, в том числе, для проходимцев. Для постоянных участников Чемпионат является не более, чем работой. Попасть туда по-прежнему чрезвычайно сложно — почти невозможно, тем не менее, сотни отцов по всему миру готовы грызть гранит финансовой науки, чтобы изыскать пару миллионов евро и вложить их в своих сыновей, чтобы лет через 10 те привезли домой новенький BMW M5 Coupe или другой родстер, выигранный ими в MotoGP. Фабио Куартараро пообещал отдать выигранный в BMW M Award 2020 M2 CS отцу, потому что… сам уже ездит на похожей машине! Да, Фабио вообще не бедствует. И он один из тех, кого родители для этой роли готовили с самого детства.

Мелкий Валентино Росси в Имоле — хулиганит

Вот еще один важный момент хочу сюда добавить! Большинство сегодняшних прорайдеров в глаза не видели дорожного мотоцикла, не ездили в путешествия на нем и даже не имеют прав! Многие по определению понятия не имеют, что такое удовольствие от езды на мотике, потому что с детства для них это был — инструмент, снаряд. Совершенно ясно, что такое количество профессиональных мотогонщиков выгорают на глазах и завершают карьеру в растрепанных чувствовах. Они никогда не смогут представлять индустрию в глазах других людей, ибо они — «уставшие от Нарзана», а вокруг — станки, станки… кому такое понравится? Росси и его сверстники гоняли на всем, что имеет колеса. И они продолжают заниматься любимым делом — на треке и за его пределами.

Первая таблетка

Dorna видит, что индустрия продолжает расти, и потому придумывает все больше и больше сопутствующих ответвлений, которые проще монетизировать: попасть в MotoGP нереально? но можно поиграть в гонки на приставке — и даже получить за это приз! И так далее. И тому подобное… бла бла бла.

Конец одной истории — это начало новой

Росси переходит в Sepang Racing Team, где его ждут старые знакомые, а также 100% заводской YZR-M1 (на чем он настаивал с самого начала). При этом, партнер по гаражу — Морбиделли поедет на все том же клиентстком шасси прошлой спецификации без актуальных нововведений.

Для Росси это лучший вариант, который только можно придумать: он остается в строю, сбрасывает со свиох плеч всю ответственность за будущее мотоцикла и проекта — ему нужно только ездить! Ездить в свое удовольствие, что немаловажно. С этим приходит ряд новых мотиваций.

Валентино Росси

«В новом году со мной будут работать парни из моей нынешней команды — Маттео [Фламиньи, телеметрист, единственный из старой команды, кого удалось сохранить Росси — прим. МОТОГОНКИ.РУ], Идальо и Давид [Муньос, шеф команды]. Думаю, мы по-прежнему в состоянии удивить кого-то. Все хотят поскорее завершить этот тяжелый сезон и открыть новую страницу истории — мы уже живем мыслями о следующем сезоне, о первой гонке».

Валентино Росси встретится со своей новой командой теперь только в феврале, на официальных тестах IRTA MotoGP в Сепанге. До того, с учетом официального запрета на тесты и разработку, вступивших 1 декабря, никто из пилотов Королевского класса не выйдет на трек.

Валентино Росси на улицах города

Читать дальше:

Часть 1: Кэл Кратчлоу

Часть 2: Андреа Довициозо

Часть 3: Тито Рабат

Часть 4: Андреа Янноне

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Авто новости
Добавить комментарий