Уроки сезона MotoGP 2020: Yamaha — цель была недостижима с самого начала? — admitsoft.ru

— В феврале 2020 года, уже на тестах IRTA MotoGP все предвидели повторение сезона-2015, когда пилоты Yamaha неожиданно нашли ответы на все вопросы (с появлением новых покрышек Michelin, обеспечивших их солидное преимущество), а Ducati и Honda оказались в затруднительном положении. Картинка стала складываться на тестах в Катаре, где ситуация повторилась. Вроде бы, все было готово к реваншу.

Итоги тестов в Сепанге были весьма обнадеживающими!

Отложенный на полгода сезон стартовал в Хересе, и первая же гонка нанесла сокрушительный удар по Honda — Маркес выбыл на продолжительный срок! Фабио Куартараро из Petronas Yamaha SRT, напротив, заявил о намерении бороться за титул, выиграв Гран-При Испании и повторив результат через неделю, на в Гран-При Андалусии. Валентино Росси, Маверик Виньялес и Франко Морбиделли — все показали готовность к борьбе за подиум и победу. Тройной подиум в Андалусии как бы намекнул: «мы идем! мы уже здесь!»

Но все перевернулось с ног на голову. Причем, истории с потерей Кубка производителей и титула в личном зачете — две переплетающиеся и связанные, но разные.

Полный подиум Yamaha в Гран-При Андалусии — так все многообещающе начиналось!

Проблемы с двигателями, обращение в MSMA, отказ конкурентов в сотрудничестве, и — неожиданно найденное «решение». В чем оно заключалось? Ведь замены клапанов в опечатанных моторах не было, и Yamaha использовала все собранные двигатели, как есть. Почему же YFR оштрафовали на 50 очков, лишив под занавес сезона шансов на Кубок?

Проблема, которая лишила Yamaha Кубка, была известна еще до начала сезона. Производивший для YZR клапаны подрядчик сменился осенью 2019 года; новый же поставил заводу партию клапанов, в которых были допущены технологические нарушения при термической обработке. Сама по себе проблема с клапанами не привела бы к скандалу, а вот новый поставщик — да! Часть моторов YZR-M1 была оснащена клапанами, произведенными в 2019 году, а другая — новыми, в 2020. Омологированные Dorna моторы были произведены в 2019. А двигатели, куда становили новые клапаны, оказались вне закона. По мнению Технической Дирекции MotoGP, клапаны, сделанные по той же спецификации, но другим производителем — это уже совершенно другие клапаны, и их нужно было омологировать отдельно, что в Yamaha не сделали. Маленький нюанс в Регламенте, который был упущен (или сознательно проигнорирован) до начала сезона и привел к катастрофе.

Была ли миссия по взятию титула невыполнимой?

Но то — про Кубок производителей. А борьба за титул в личном зачете велась с первой гонки, и даже выход из строя двигателей у Виньялеса, Росси и Морбиделли в Хересе на это не повлиял: так или иначе, пилот Yamaha должен был стать чемпионом, и Фабио Куартараро идеально подходил на эту роль. В целом, все складывалось превосходно, несмотря на… ведь победы в гонках MotoGP одержали трое из четырех пилотов Yamaha (все, кроме Росси).

«Единственное, что мы упустили в этом году — это стабильность результатов, — отметил менеджер Monster Energy Yamaha MotoGP Массимо Мерегалли. — Стабильность стала определяющим фактором в битве за титул. И тут мы проиграли. Так же, как мы стартовали, продолжать сезон уже не могли: от этапа к этапу, ситуация все усложнялась».

Фабио Куартараро — идеальный кандидат Yamaha на титул в 2020 году

Нестабильность Виньялеса и Куартараро заключалась в двух важных моментах. Первый связан с моторной проблемой и «решением», которое нашли в Yamaha. Никто достоверно не знает, что именно зашифровано в этом слове, но эксперты, глядя на показатели пилотов, скорость, их манеру пилотирования (изменившуюся после Гран-При Испании/Андалусии), пришли к выводу, что Виньялесу и Куартараро «зарезали» на электронном уровне пик оборотов двигателя, снизив его на 500 об./мин. В техническом плане это означало бы потерю 8-12 л.с. и примерно столько же км/ч на пике.

Новый мотор M1 2020 года был мощнее прошлогоднего, а мотоцикл — быстрее, что показали тесты в Сепанге и Катаре. Скорость всех пилотов Yamaha была схожей со скоростью Honda и Ducati, и на тестах разница в пиковых показателях никогда не превышала 4-6 км/ч (против до 10-14 км/ч в прошлом году). Но в Брно и на Red Bull Ring Виньялес и Куартараро были вынуждены сменить тактику, чтобы противостоять соперникам: из-за снижения пика мощности они теряли до 10 км/ч на прямых. Никакого преимущества в борьбе с соперниками, а каждая гонка на трассах с обилием прямых (Red Bull Ring, Барселона, Брно и Арагон) должна была бы превратиться в битву на выживание.

Виньялес оказался в самом некомфортном положении за всю свою карьеру с Yamaha

Чтобы компенсировать провал, Виньялес вместо атак на слипстриме был вынужден вернуться к поздним атакам на торможении в поворотах. Ему пришлось рисковать, начиная торможение на 50-70 метров позднее, чем соперники! И конечно же, максимально агрессивное торможение привело к повышенному износу тормозов.

Помните, к чему это привело? Да! Все пилоты Yamaha, решившие действовать аналогичным образом, стали перегревать тормоза. В случае с Виньялесом это привело к их отказу и катапультированию в 1-м повороте Red Bull Ring.

Но эпизод с инцидентом Жоана Зарко и Франко Морбиделли тоже весьма показательный, ибо он аккумулирует в себе обе проблемы: нехватку скорости на прямой и в замедлении. Зарко ехал существенно быстрее итальянца (на 16 км/ч). Француз был взбешен фактом, что Франко «мешается» на пути, и атаковал максимально агрессивно, создав опасность для соперника. Морбиделли не смог затормозить эффективно в той ситуации: мощности его тормозов не хватило, чтобы справиться с эффектом избыточного слипстрима — Yamaha затянуло под Ducati мощным завихрением! Некоторые уверены, что его создали винглеты Desmosedici… Однако, это нюансы езды конкретных пилотов на конкретной трассе.

Была ли миссия по взятию титула невыполнимой?

Основная проблема — это второй аспект, с которым столкнулись претенденты на титул от Yamaha позже. Заключалась она в неоднозначности анализа показателей телеметрии нового шасси YZR-M1 вкупе с новыми Michelin. От трека к треку, от асфальта к асфальту, от погоды к погоде — совершенно разные показатели держака и реакция электроники! Тесты в Сепанге и Катаре проходили при очень комфортной погоде, что создало идеальные условия для M1. Но сезон-2020 года стартовал в конце лета, и половина гонок состоялись в непривычных, очень холодных, даже экстремальных условиях. У Yamaha просто не было достаточного опыта, чтобы верно и вовремя оценить ситуацию на месте!!!

Уже после австрийского тура, в Мизано Куартараро признал, что ничего не может понять — как ему быть? Личного опыта не хватало, а инженеры из Иваты в тот момент еще не так плотно опекали будущую замену для Росси. На квалификациях Фабио был по-прежнему быстрейшим, потому что в гараже Petronas работали именно на квалификацию, не на гонку. А утром каждого воскресенья им приходилось искать новое решение, новый комплект резины для гонки и новый сетап буквально с нуля. Шинное казино — каждый день! Если в 2016, 2017 и 2018 году эти игры были исключением и привлекали к себе всеобщее внимание, в 2020 для Yamaha стали грустной нормой.

Что это было?

Виньялес оказался в аналогичном положении и говорил, что «совершенно не понимает, что происходит». Если бы понимал, нашел бы ответ. По сути, Маверик повторил путь Валентино Росси образца 2017 года — он перепробовал всё: менял сетап по 10 раз за уикенд; команда собрала по ходу сезона три разных конфигурации на базе шасси 2020 года, но все это не помогло; Виньялес снова и снова менял стиль. Он выиграл Гран-При, но никогда де-факто не был в числе претендентов на титул.

Психологический аспект

Психология топовых прорайдеров такова, что они всегда борются за лучшие результаты — победу или подиум. Когда чувствуют достижимость цели. Но когда чувствуют, что цель недостижима, они действуют формально. Это особенность именно профессиональных, контрактных пилотов. Они знают, что без подиума их зарплата будет ниже. ОК, в этой гонке — пусть так: «Будет следующая, и там мы все компенсируем». Но когда уикенд за уикендом получается одно и то же, любой опустит руки и будет действовать чисто формально, выполнять свой контракт.

В 2012 году Карлос Чека, будучи чемпионом World Superbike, отвечая на мой вопрос после победы в квалификации на Moscow Raceway — планирует ли он взять победу в гонке, сказал одну очень интересную фразу: «The winning is not an obligation» (т.е. победа в гонке не является обязательством). Это означало, что пилот нацелен на конечную цель — победу в чемпионате, а каким образом он приходит к этому, — дело стратегии и тактики, разработанной совместно с командой.

Тактика, стратегия и планирование невозможны, когда каждый уикенд у тебя все по-разному!.. Потому, мы можем смело сказать, что уже после Арагона пилоты Yamaha «опустили руки». Это не сдача позиций в целом, а принятие ситуации as is — невозможность досижения цели. И зачем ломать себе шею?

Кстати, посмотрите на Довициозо и Петруччи в этом году — один в один!

Была ли из-за этого поставленная перед пилотами цель недостижимой с самого начала?

Ответа на этот вопрос нет. Ни один из заводов MotoGP не продемонстрировал непогрешимой стабильности, но Suzuki удалось выйти на более гладкую кривую успеха, что и привело их к победе.

Franky says Relax

А еще, потому что у нас есть чудесный пример вице-чемпиона MotoGP Франко Морбиделли, выступавшего на прошлогоднем YZR без какой-либо заводской поддержки. По мнению Виньялеса и Куартараро, шасси 2019 года куда лучше подошло для нового мотора и покрышек. Но вернуть то шасси в заводской гараж Yamaha Factory Racing не могла по ряду причин. Кстати, после того, как Фабио Куартараро получил заводской статус в гараже Petronas, и он тоже лишился этого шанса: по контракту с Sepang Racing Team заводской департамент обеспечил команду материалами только 2020 года выпуска — это и было сутью большого апгрейда Куартараро, который привел в никуда. В общем, нонсенс!

Мог ли бороться за титул Френки? Он был готов к схватке за подиум в первый же уикенд, а во втором только сбой в двигателе не дал ему финишировать 4-м за полным подиумом Yamaha. Затем, сход в Red Bull Ring — в сумме, он потерял 50 очков, которых ему не хватило бы в решающей схватке с Ринсом и Миром. В итоге — та же нестабильность.

Мог ли Морбиделли бороться за титул — за себя и тех трех парней из соседнего гаража?

Главный урок, который извлекли в Yamaha Factory Racing из сезона таков: отсутствие тестовой программы с мая по июль принесло огромный урон! Новая программа на 2021 год будет интенсивная и всеобъемлющая, она начнется в Сепанге и рассчитана на весь год. Новый тест-пилот Yamaha Кэл Кратчлоу накатается от души!

О причинах отсутствия тестов в 2020 году Yamaha умалчивает. Официально — это отсутствие возможности организовать логистику испытаний в Европе и Японии из-за ограничений, связанных с Covid-19 и локальными локдаунами. Вторая причина более очевидна: результаты тестов в Сепанге и Катаре оказались слишком обнадеживающими. Но проверить все-таки следовало бы… хотя бы, к Мизано! Ведь база YFR находится в Италии, и те же KTM, Ducati и Aprilia нашли возможность вывести своих тест-пилотов на Misano World Circuit и Red Bull Ring.

Где же Хорхе?!

Но на самом деле, ответов на многие вопросы до сих пор нет.

По большей части из-за отсутствия в паддоке армии журналистов, которые всегда делали MotoGP интересным и разнообразным. Но в 2020 году мы вынуждены судить о ситуации лишь на основе увиденного или услышанного из официальных сообщений. Даже у десятка избранных медийщиков, оказавшихся в медиа-центре в конце сезона, не было «доступа к телу», как не было и многочисленных информаторов из числа инсайдеров паддока. Вся информация выдавалась очень дозированно и после многочисленных фильтров.

«Я уверен, что в 2021 году мы вернемся в норму» — заявил Мерегалли.

ОК, будем надеяться!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Авто новости
Добавить комментарий