У всех на слуху такие модели катушечных магнитофонов, как Studer A810 или Akai GX-747. Но среди бобинников, выпускаемых известными фирмами, попадаются настоящие редкости. Именно такие раритеты аналогового рынка мы сейчас и изучим – статья станет отличным дополнением к ранее вышедшей «энциклопедии катушечных магнитофонов».
Teac TD-102 (1956)
В свое время Teac (Tokyo Electro-Acoustic Company) TD-102 вышел за сумасшедшие 60 000 йен (при средней зарплате в Японии в те годы в 15 000 йен в месяц), однако модель заслужила культовый статус. Эта роскошная дека не только открыла «зеленый свет» фирме на ниве бобинников, но и заслужила овации публики. Взяв за основу Ampex 300 (1949) компания сильно уменьшила его габариты и улучшила качество.
Bang & Olufsen Beocord Stereomaster 610K (1963)
Поддерживающий скорости до 7,5 дюймов в секунду Bang&Olufsen Beocord Stereomaster 610K, несмотря на не слишком большой тираж (всего было выпущен 1 081 экземпляр модели), послужил примером прецизионного изделия. Бобинник мог работать с 7’ катушками, использовал независимые головки для чтения и записи и дискретное усиление. Двигатель от Papst, опять же, являл собой пример кульминации высокотехнологичной разработки.
Sony TC-800B (1964)
Именно катушечные магнитофоны Sony TC-800B были установлены в американском Белом доме: эта недорогая (на момент выхода бобинник стоил $199) модель, хоть и не щеголяла выдающимися ТТХ (соотношение «сигнал/шум» было всего 42 дБ), обеспечивала абсолютно беспроблемную работу и писала на скоростях до 7,5 дюймов в секунду в АЧХ от 50 до 12 000 Гц.
Tandberg TB-6X (1965)
В деке Tandberg TB-6X впервые в мире была применена система записи с перекрестным подмагничиванием («cross-field»), которая резко улучшала АЧХ на высоких частотах. С этих лет бобинники стали избавляться от «приглушенных» верхов, тем более что фирма лицензировала технологию для Akai и Roberts, а другие бренды постарались не отстать в гонке.
Telefunken M 204 E Magnetophon (1966)
Компактный Telefunken M 204 E Magnetophon стал весьма интересным примером для своих лет – по габаритам он не слишком отличался от радиоприемника, а наличие пары встроенных колонок позволяло использовать этот катушечный магнитофон автономно.
Grundig TK320 (1966)
Двухдорожечный Grundig TK320 базировался на ламповой схемотехнике и отличался мягким, теплым звучанием. Трехскоростная дека (скорости до 7,5 дюймов в секунду) имела пару встроенных спикеров с мощностью в 12 Вт и работала в АЧХ от 40 до уже 18 000 Гц.
Stellavox SP8 (1975)
Stellavox SP 8 появился уже после продажи компании Kudelski SA (это произошло в 1964 г.) – и модель стала знаковой для рынка, послужив началом серии, в которую вошли такие аппараты, как SU 8, SR 8, SM 8 (Stella), SI 8, SD 8. Бобинник предлагал и референсную механику, и скорость до 15 дюймов в секунду. Именно этим аппаратом вдохновлялся Костас Метаксас при разработке своей новой серии катушечных магнитофонов.
Philips N4422 (1977)
Дизайн Philips N4422 вызывает изумление и сегодня – восхитительный вид этой деки кажется идеальным примером дизайна «на все времена». Этот двухдорожечный трехголовочный аппарат, который может работать с катушками до 10’, станет украшением любой коллекции.
Mechanikai Laboratorium STM-610 (1978)
Венгерская Mechanikai Laboratorium выпускала катушечные магнитофоны, в основном, на экспорт – в такие страны, как Австрия, Италия, Германия, Финляндия; значительная часть аппаратов попала и в СССР (они были закуплены для использования на Олимпийских играх 1980 г.). Долговечные головки – главная визитная карточка Mechanikai Laboratorium STM-610.
Tascam BR-20T (1992)
«Лебедина песня» на фоне снижения спроса на катушечные магнитофоны в девяностых годах ХХ века, конечно, Tascam BR-20T. Бобинник продержался в ограниченной серии до 2004 г., в его активе – параллельный порт ввода-вывода для подключения к синхронизаторам, трехточечная функция памяти. Если повезет, этот катушечный магнитофон еще можно найти в состоянии нового.