Детективы – излюбленный жанр как советского, так и российского зрителя. А многосерийные детективы – это настоящий праздник для подлинных любителей острых экранных ощущений. Зная это, телеканалы регулярно снабжают нас криминальными сериалами и уникальными расследованиями. Вот лишь несколько наиболее ярких отечественных теледетективов последних лет.
Каменская (1999)
Строго говоря, зародившуюся еще в прошлом веке «Каменскую» сложно сравнивать с современным телепродуктом – эта экранизация романов Александры Марининой временами отдает совковым нафталином и иногда кажется жутко нединамичной. Но из расследований героини Елены Яковлевой, положа руку на сердце, вырос весь современный отечественный теледетектив. Удачно сочетающиеся драма и комедия, расследования и романтика, триллер и легкий водевиль сделали «Каменскую» идеальным зрелищем будничного дневного эфира.
Глухарь (2008)
Один из самых важных телепроектов в новейшей российской истории – сериал, который совершенно в новом свете демонстрирует современные правоохранительные органы. С одной стороны, главные герои «Глухаря» выглядят этакими своими в доску парнями, с другой – методы их профессиональной деятельности далеки от законных. Вот и получается, что Сергей Глухарев одновременно является и лучшим другом обывателя, и его самым страшным кошмаром. В этом, наверное, и кроется секрет успеха шоу – слишком похоже на правду.
Майор Черкасов (2012)
Серия телепроектов о розыскной деятельности майора Черкасова – одна из самых долгоиграющих франшиз российского ТВ. В общей сложности о следователе МУРа, роль которого исполняет Андрей Смоляков, снято уже семь сериалов, и каждый оказывается в фокусе зрительского внимания. А началось все в 2012 году с восьмисерийного детектива «Мосгаз», частично основанного на реальных событиях 1960-х, когда Москва замерла в оцепенении от ужаса перед серийным маньяком, проникавшим в квартиры, прикрываясь действиями газовой службы.
Крик совы (2013)
Послевоенное детективное шпионское многосерийное кино – особый поджанр, к которому неровно дышит как российский зритель, так и отечественный продюсер, поэтому и историй на эту тему на экраны выходит предостаточно. Ярче других среди соплеменников выглядит минисериал «Крик совы» – расследование в духе «Операции Резидент» и «Противостояния», корни которого уходят во времена оккупации европейской части СССР немцами. Сергей Пускепалис и Андрей Мерзликин выдают отличную актерскую игру и этим расцвечивают мрачную историю.
Мажор (2014)
Создатели «Мажора» нащупали очень чувствительную и привлекательную струну в сердцах зрителя – они не только написали увлекательную детективную историю, но и поставили в ее центр нетривиальный и противоречивый персонаж. Сокол в исполнении Павла Прилучного – «золотой мальчик» из семьи московской элиты, отправленный служить в обычный отдел полиции, где ему предстоит «глотать пыль» и разбирать заведомо «дохлые» дела. Благо, талантов у парня в достатке, и молодой опер внезапно становится лидером по раскрываемости.
Метод (2015)
Оригинальный подход к детективному жанру обеспечил авторам многосерийного «Метода» не только пристальное внимание зрителей, но и ряд привлекательных предложений на международном рынке – история поимки маньяков при помощи изощренных психологических ловушек стала едва не главным телесобытием 2015 года. Безусловно, рвущий себе в кадре нервы и жилы Константин Хабенский обеспечил львиную долю успеха проекта, поэтому будет любопытно узнать, каким получилось продолжение этого жестокого детектива.
Анна-детективъ (2016)
Костюмная драма «Анна-детективъ» с элементами мистики и романтики привлекла зрителей, прежде всего, обаянием главной героини – провинциальная любительница спиритизма и кухонной магии внезапно оказывается очень способным следопытом и проницательным следователем, которому по силам распутывать самые сложные дела. Обаятельный флер атмосферы конца XIX века добавляет проекту воздуха, а также делает его приятно отличающимся от других собратьев по жанру.
Преступление (2016)
Ремейки западных сериалов – далеко не всегда выигрышное дело на российском ТВ, и на каждую «Не родись красивой» и «Мою прекрасную няню» приходится с десяток кошмарных адаптаций «Доктора Хауса» или «Как я встретил вашу маму». Перекроенный со скандинавского «Убийства» отечественный сериал «Преступление» смотрится вполне неплохо, как минимум, с детективной составляющей у него все в порядке. Не подкачали и исполнители главных ролей Дарья Мороз и Павел Прилучный – до оригинала не дотягивают, но придают шоу русскую приземленность.
Евгений Ухов
15 сентября 2020 года