— Свершилось то, к чему более двух десятилетий стремилась небольшая австрийская компания. Участие в MotoGP с проектом в 2000-ных не принесло ничего, кроме разочарования: 990-кубовый прототип оказался настолько же взрывным, насколько и взрывоопасным — неуправляемым по многим характеристикам. Новая работа инженеров KTM Factory Racing — KTM RC16, напротив, вышел очень ладным.
Дебютный трековый тест KTM RC16
Проект, запущенный заводом в конце 2015 года, появился во плоти на Гран-При Валенсии 2016 года. С тех пор, заводской менеджмент ставил перед пилотами и командой весьма амбициозные задачи — достижение титула в 3 года и тому подобное, но каждый раз планка снижалась, глядя на то, как прогрессируют конкуренты. Однако, в 2019 году стало ясно, что замахнуться на Большой Приз все-таки можно!
Для этого KTM не хватало одной детали — пилота, настолько сильного и амбициозного, чтобы взяться за работу сразу, с первой гонки. Пригласили Жоана Зарко, однако француз по-настоящему обла… т.е. не справился, уронив свой престиж до уровня плинтуса. Проблема была комплексная, в основном, связанная с переоценкой Зарко своего потенциала: он подписал 2-летний контракт с KTM, ни разу не присев до этого на RC16. Мотоцикл оказался прямой противоположностью Yamaha, и Жоан не сумел за 8 месяцев его освоить — падения, нервы, стресс, решение об уходе… стало неожиданностью для всех, и хотя ему давали второй шанс, Зарко все-таки покинул здание. Пол Эспаргаро остался единственным, на кого завод мог в тот момент положиться полностью, но и с каталонцем оказалось не все чисто: его перекупили в Honda Racing…
Брад Биндер — первый пилот KTM, выигравший Гран-При в Премьер-классе
В конце прошлого сезона KTM Factory Racing и KTM Motorcycle AG приняли решение — продвигать на сцену своих воспитанников, а не искать звезду в паддоке за баснословные деньги. Таких нашлось немного — двое: бывшие партнеры по заводской команде KTM в Moto2 вновь встретятся в следующем сезоне в заводской команде KTM в MotoGP — это Брад Биндер и Мигель Оливера. Оба уже сейчас выступают на RC16. И прорыв Биндера на верхнюю ступеньку подиума в Брно стал тем шагом, которого в Маттигхофене так ждали: кажется, они все верно сделали в ноябре 2019 года!
Но не стоит забывать о роли одного маленького испанца, в свое время продвинувшего так далеко Honda и ее прототип RC212V, а затем RC213V — Дани Педросу. Теперь он работает на KTM и с удовольствием делится всем огромным опытом в MotoGP.
Итак, был ли какой-то секрет в чешском успехе Биндера?
«Проект развивается уже 4-й год, это небольшой пройденный путь, но достаточный по многим причинам, — сказал в интервью немецкому телеканалу ServusTV босс KTM Factory Racing Пит Байер после того, как в Брно улеглась пыль и высохли брызги подиумного шампанского. — Нашей целью было — взять подиум на сухом асфальте, к ней мы шли, стремились уже давно. Но чтобы взять победу, этого мы не ожидали сегодня. Так что вся команда в своеобразном шоке, это был просто сумасшедший день».
Брад Биндер готовился совершить прорыв уже в Хересе, но плохой старт и инцидент в первом повороте…
«Секрет? Нет, это прогресс. Наш байк здорово улучшился за последнее время, плюс, парни в хорошей форме и в правильном настроении. Мы знали, что это должно сработать. На самом деле, мы думали о подиуме в Хересе. Но в прошлый раз все пошло из рук вон плохо — в первом же повороте. Ну, вы помните!.. А сегодня был просто фантастический успех».
Все же, небольшой секрет был: KTM Factory Racing удалось найти для Биндера идеальный сетап для Automotodrom Brno, где старый, очень скользкий и неровный асфальт. Следующий этап MotoGP — на Red Bull Ring, домашнем треке KTM, где у команды база, где она тестируется в любое удобное время, где есть терабайты телеметрии.
«Мы изучили телеметрию Брада накануне гонки, особенно, длинный заезд на FP4, — говорит технический директор команды, вице-президент KTM Factory Racing Майк Ляйтнер, — У него был потенциал на подиум с самого начала. И в Хересе тоже. Но многое зависело от того, какие шаги смогли бы предпринять соперники — никто не стоит на месте в MotoGP!»
Технический директор KTM Factory Racing Майк Ляйтнер
Но Биндер, в итоге, сделал больше, чем рассчитывала команда. В Moto3 южноафриканец продемонстрировал, что располагает достаточным опытом и умом для стратегического планирования гонки. В Moto2 он сделал большой шаг вперед по ходу сезона-2019, выиграв последние три Гран-При сезона. Эти заезды он провел в той же манере, как гонки Moto3 своего титульного сезона: выверенно, расчетливо, без риска. Гран-При Чехии в MotoGP он взял — вот именно так же, когда понял, что имеет все для победы.
«Мы были достаточно конкурентоспособны на этом треке весь уикенд, судя по временам круга, темпу, который парни показывали на симуляции и так далее. Пол, Брад и Мигель — три наших пилота все время оказывались на хороших позициях. Думаю, если бы Пол не упал, у нас был бы подиумный дубль. Думаю, Брад и Пол финишировали 1-2 в этом заезде, и это было бы нечто! Но произошло, что произошло. И команда, Red Bull, KTM — все в восторге. Мы знаем, чего нам стоила эта победа, как долго мы к ней шли. Но также знаем, чего можем достичь в ближайшем будущем».
Майк Ляйтнер: Сегодня опыт и энтузиазм Дани являются основой успеха нашего проекта
Но в чем же роль Педросы? KTM была единственной командой MotoGP, решившей провести небольшие, но как оказалось, очень важные тесты в Брно перед Гран-При Чехии…
Дани Педроса, ведущий разработчик KTM RC16
«Дани провел большую работу в прошлом году, прежде всего. Без Дани мы некоторое время топтались на месте — первые два года нам казалось, что мы успешно развиваемся. Но без такого тест-пилота, как Педроса, мы не могли достичь прогресса быстро. Мы старались использовать каждый уикенд Гран-При как тесты, но для пилотов MotoGP это двойная нагрузка и стресс. Они должны бороться за подиум, а не испытывать новые компоненты. С появлением Дани все стало двигаться вдвое быстрее. Теперь мы контролируем гоночные уикенды, а тесты идут параллельно. Участие в них такого чуткого и опытного пилота MotoGP тождественно участию его в гонках: он дает столько же информации, как призовые пилоты, будто участвует с ними в одном заезде» — отметил Ляйтнер.
Но ждать ли повторения успеха пилотов KTM в ближайшее время, например, дома, на Red Bull Ring? Пит Байер рассмеялся в ответ на этот вопрос в Брно и постарался уйти от ответа.
Майк Ляйтнер ответил за всех: «Повторить победу в Шпильберге? Боюсь, никто не может этого обещать! Конечно, теперь мы знаем, на что способны и будем стараться идти к этому. Ведь в Брно нашей целью был просто подиум. Теперь мы, наверное, можем замахнуться на большее. Ради Австрии и австрийцев, почему бы нет? Мы попытаемся. Но MotoGP это очень сложный организм, и здесь все борются за победу и подиум».
Фото: KTM и Sebas Romero