Личный опыт Урал ИМЗ-8.103-10 1989 — Урал — история. Идея, воплощение, жизнь. — admitsoft.ru

Так уж вышло, что это мой первый мотоцикл. Вообще люблю покрутить гайки, но крайне не люблю при этом лежать под машиной в позе лотуса, в этой связи и появилась идея обзавестись старым мотоциклом. Ветер в лицо и так далее по списку было на тот момент вторично, душа просила эпичного замеса с железом. Можно было позволить себе взять некроазиата или неоазиата, но в таком случае либо денежки сразу и катайся, либо денежки сразу и потом еще и еще, а стабильная работа появилась вот только. Вспомнил, какой ужас в детстве на меня нагонял дедушкин урал, неистовый вой трансмиссии, инфернальный звук работы мотора, чувство что вот вот и коляска уже опрокинется… Решение было принято не спонтанно, вынашивал его около года, в течение которого и искался мотоцикл, непременно с документами и полностью комплектный. И он был найден.

Помог отец, привлек его чтобы расширить зону поиска, ибо мои поиски на авито по городу и области особых плодов не приносили — либо нет документов, либо аццкий некомплект. И вот однажды ему знакомый подсказывает, что один товарищ продает мотоцикл:

ИМЗ 8.103-10, в народе «табуретка», 1989 года выпуска, с пробегом 18 тысяч километров. Хозяин покойник, мужчина был ответственным, в то время это был единственный транспорт, за ним ухаживал. Вдова вступила в наследство, решила сделать небольшой ремонт в доме, наняла того самого товарища, а за работу расплатилась мотоциклом — забирай, как покупателя найдешь, пущай ко мне идут, я документы отдам. Так оно и получилось. В течение недели мотоцикл был переоформлен.

При осмотре было выявлено, что двигатель неслабо сапунит, компрессия 6/4 — я сделал вывод что кончается поршневая, поторговался (хотя дело было не в поршневой, на правой головке выпускной клапан ходил не по направляющей втулке, а ходила втулка по телу головки, отсюда и прорыв газов в картер, это было установлено спустя год). Также включалась задняя передача, электрика работала по настроению. В остальном — конь-огонь, и два ведра запчастей с инструментом в придачу.

Взялся за дело, решил в первую очередь устранить причину засирания свечей, смесь была крайне богатой, нагар не был масляным. Не буду утомлять мозг читателя, карбюраторы спустя полгода я просто выбросил, ибо лошадь сдохла, пора слезать. Также было заменено зажигание на микропроцессорное СОВЕК с двухвыводной катушкой:

Купил б/у правую головку, восстанавливать родную не было никакого смысла — ввертыш под свечу зажигания + посадочное отверстие под направляющую втулку просажено + овальное. Заменил направляющие втулки на чугунные втулки TRW от какого-то БМВ, поставил новые клапаны производства АМЗ г.Луганск, прирезав седла и развернув втулки, притер, пролил — ОК. Отдельная история про инструмент — зенковки с рынка просто ужасный аццтой, «качество» прирезки фасок оцените ниже, утомился притирать.

Затем под замену пошли карбюраторы. Приобрел популярные ныне реплики Keihin PZ30.

И мотоцикл ожил, наконец мог ехать не один десяток километров. Но я то уже втянулся, руки чесались до капитальных вложений ремонтов…

В зиму с 2018 на 2019 год купил двигатель с ИМЗ 8.103-30 1985 года прошедший 24 тысячи км, решил поупражняться с ним. Не буду утомлять читателя разборкой, отмывкой (порекомендую средство Pro-foam 1000) и дефектовкой, скажу лишь что не выбросил я только картер двигателя, заднюю опору коленвала и цилиндры. Все остальное пошло на металлоприемку, кроме кривошипа и распредвала (они потом помогали при подборе шестерен ГРМ). Заменил коленчатый вал на восстановленный в Ирбите, кованые поршни установил производства Автотехнологии, поршневые кольца Kolbenshmidt, подобрал шестерни ГРМ комплект из хороших б/у, подшипники koyo и skf, сальники corteco, распредвал и толкатели более современные с вращающимися пятками. Разбавлю фотками:

В итоге к лету 2019 года мотоцикл был худо-бедно собран, в техническом плане. Двигателю предстояла обкатка, поэтому коляска была отсоединена. Купил дуги безопасности КБМТС, аккумулятор от ИБП (стартера не предполагалось) и начал потихоньку, вечерами по свежему воздуху, кататься.
Понял, что тормоза отвратительны, а работа передней вилки хороша для езды по полю, для остального не годится от слова совсем. Подвернулась гидропневматическая вилка от Иж-Орион с передним колесом, с дисковыми тормозами, с машинкой от Дукатти монстер, траверсами и подшипниками адаптированными под Урал (удачно купил у оппозитчика, разбиравшего своего соляка). И состояние деталей было близким к отличному. Боже, как я радовался этой вилке, да до сих пор радуюсь. И тормозить хоть как-то можно стало. Раз переднее колесо стало на 18 дюймов, то и на заднюю ось и на коляску решил приобрести колеса на 18, также удачно купил комплект колес с хромированными ободами и ступицами от Урал-турист. Установил китайскую ускоренную главную пару в редуктор (девятку). Вид это имело примерно такой:

2019 год закончился тем, что двигатель без проблем наработал 14 моточасов (около 600 километров проехал), остался зимовать в деревне у родителей. Перед зимовкой выгулял его в ту деревню, в которой для меня начался Урал, тот самый монстр, от которого я так роптал в детстве. Вдарил оппозитом по полям, которые годами не слыхали этих архаичных мотоциклов… Пикча на фоне заброшенного дома и гаража, в котором когда то обитал тот самый дедушкин Урал:

И на какое то время я обрел то душевное равновесие, эдакий покой, будто этот путь был не напрасным, все ради того момента с крайней фотографии. Да, это был мой кайф.

2020 год начался пандемией и смутными перспективами. Мотоцикл не был готов в той мере, в которой я его хотел видеть. Восстановление должно было венчаться свежей покраской и живой проводкой, доведением до ума технической составляющей.
Перегнал мотоцикл обратно в город:

Разобрал на болты все, кроме силового агрегата и трансмиссии, ну и подвески.
Установил крыло от Ориона. Отрегулировал зазор в тормозной системе спереди, натирал диск о суппорт. Заменил переднюю оптику — корпус фары от к-750 — классическая фара яйцом, интегрировал в него родной спидометр, новые контрольные лампы, заменен и модуль на оптику от BOSCH под лампу Н4. Токарь выточил адекватные стойки крепления руля. Установил ручки пассажира от урала-соло. Приобрел глушители из нержавейки, две трубы, всегда хотелось двустволку. Корпус воздушного фильтра от М-72 с бумажным фильтроэлементом. Зеркала от Волка. Поворотники от явы… всего и не упомню теперь. Крышку ГРМ на двигателе заменил на более современную, с верхнем выводом сапуна. Ржавчину на раме зачистил до металла, где ее не было — заматовал краску, загрунтовал, покрасил в черный мат. Бак, заднее крыло, корпус воздушного фильтра — также зачистил, ржавчину вытравил ортофосфорной кислотой, нейтрализовал спиртом и покрасил. Заказал проводку с разгрузочными реле на все потребители + с предохранителями, отличная вещь получилась:

Блок коммутации скрылся под сиденьем. Реле регулятор установил с диагностикой (контрольные лампы подачи питания и зарядки интегрированы в реле). Собрал все в кучу, потом вновь разобрал, отрегулировал, выставил, собрал… И теперь катаюсь по солнышку :)

Итого, за два с лишним года ремонтов, собирательств, поиска артефактов и моих тяготений к поездкам по местам, где людей давно нет, мотоцикл был назван Сталкером. Из родного, заводского, на нем остались: рама с маятником и подножками, бак, заднее крыло с навесным, сиденье и руль. В денежном эквиваленте — порядка 120 тысяч рублей. В человекочасах — думать не хочу, я не слесарь, не инженер по образованию, все постигалось долго, нудно, глубоко копая, доставляя удовольствие.
Если кому-то из читателей нужны будут советы, имена, пароли, явки — с удовольствием помогу. Засим все.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Авто новости
Добавить комментарий