— В Барселоне Маркес до финиша не доехал. Но он не горевал по поводу лоусайда в обновленном Т10: падение произошло из-за объяснимой ошибки, и это не было чем-то загадочным, как большинство падений в Портимао, Хересе, Ле-Мане и в Муджелло. Марк объяснил для себя (и всех остальных), что подскользнулся после того, как достиг предела возможностей — себя, мотоцикла, нового асфальта. Он впервые после возвращения в паддок (на Гран-При Португалии) мог выкладываться почти на 100%, и ехал как «прежний Марк» — вот, что радовало его и Repsol Honda.
В той ситуации, для Маркеса и Ко. было важно убедиться, что он больше не испытывает трудностей психологического характера. Второе, что физически окреп достаточно для борьбы за подиум и победу. Это следовало проверить на Sachsenring, считающийся крайне «удобным» для Honda и персонально для Марка Маркеса.
Маркес по-прежнему испытывал сложности с прохождением правых поворотов, даже на Sachsenring
В чем суть «удобности» треков, закрученных по часовой стрелке?
Традиционно (и чисто физиологически) Маркес быстр на трассах с множеством левосторонних поворотов. И хотя Sachsenring закручен направо, большинство поворотов там — левые. Когда Маркес серьезно травмировал именно правую руку и плечо (не стоит забывать, что у него были вывихнуты оба плеча — и левое, и правое), борьба с мотоциклом в правосторонних виражах по-прежнему представляла для него сложность. В Муджелло он не мог полноценно бороться с соперниками, потому что самые крутые виражи там — правые, особенно, Т1. Но еще в мае, в Хересе Марк наглядно продемонстрировал, как это работает: на Гран-При Испании и в ходе свободных практик он уже достиг уровня 95% своей былой скорости, и в левых поворотах ехал на 101%. Этим объясняется, что все падения в Хересе у него были именно в левосторонних поворотах: только там он мог нагрузить Honda RC213V достаточно, чтобы уйти за пределы возможностей резины — и упасть (это было нужно для поиска проблемы с шасси). В правых поворотах, согласно статистике, он проигрывал большинству соперников — немного, но достаточно, чтобы не бороться там на 100%, как обычно.
Большинство поворотов на Sachsenring — левые, включая огромную секцию с 4-го по 11-й поворот
Маркес выиграл Гран-При Германии на Sachsenring ровно столько раз, сколько он туда приезжал: в 2010 в GP125, в 2011 и 2012 — в Moto2, и с 2013 по 2019 в MotoGP — 10 раз подряд. Это «его» трек по всем параметрам: очень техничный, физически требовательный, короткий круг с небольшим количеством зон для комфортного обгона, где требуется решимость и смелость, здоровая агрессия и… cojones. Все это у Марка имеется.
И кое-что, кроме этого!
После Гран-При Каталонии в Монтмело состоялись короткие 1-дневные тесты, где HRC предложила пилотам новое аэродинамическое решение — апгрейд винглетов, который был единогласно одобрен всей четверкой Honda. Эти винглеты были незамедлительно омологированы и приняты на вооружение накануне FP1 в Германии.
Марк Маркес и Алеш Эспаргаро, Гран-При Германии MotoGP
На первой же сессии Маркес и его новый партнер Пол Эспаргаро показали очень хороший темп. Погода в Саксонии установилась стабильно теплая и солнечная, Repsol Honda тут же ухватилась за новый сетап с учетом улучшений, которые дали винглеты. И хотя на FP2 в лидеры вырвались представители KTM, Ducati и Yamaha, в Honda были довольны исходом первого дня.
На FP2 между фаворитами уикенда состоялся своеобразный спор — кто из них первым в истории перешагнет отметку в 300 км/ч на Sachsenring. Баньяя, Миллер, Куартараро, Виньялес и Оливера пытались, но топовые скорости все-таки не достигли желаемой отметки. В то же время, превосходство по скорости Ducati и KTM над Yamaha вновь вылезло на поверхность. Однако, Куартараро и Виньялесу удалось войти в ТОП-3 по итогам пятницы — у них был идеально ровный темп в техничной и извилистой секции, несмотря на потерю нескольких км/ч на прямых. Мигель Оливера на заводском KTM RC16 продолжил успешную линию, начатую в Муджелло — возглавил протокол дня.
В субботу все переменилось. Ducati Corse произвела коррекцию сетапов у всех своих пилотов, что позволило Миллеру, Зарко и Хорхе Мартину ускориться еще немного и таки пробить 300-километровую отметку — все три Desmosedici разогнались до 301.6 км/ч в ходе квалификации.
Жоану Зарко удалось пробить отметку в 300 км/ч на главной прямой Sachsenring — и он взял поул-позицию
Жоан Зарко использовал свою суперсилу, чтобы взять поул-позицию, но 2-м все равно квалифицировался Куартараро — никакие лишние 5 км/ч не способны побить стабильно высокий corner speed в длиннющей связке левосторонних поворотов!! На третье место прошел Алеш Эспаргаро на Aprilia RS-GP: Алеш еще в Хересе стал говорить о возможности борьбы за первый подиум Aprilia в MotoGP на мотоцикле модели 2021 года — он был готов к этому морально и физически.
Маркес очень комфортно квалифицировался 5-м: стартовав со второй линии, он мог спланировать «свою гонку». Собственно, именно так он и поступил.
Первым-наперво, Марк на брифинге после квалификации решил усыпить бдительность соперников, рассказав о том, что не чувствует сил для борьбы за победу в этот раз — из-за жары. Это не была такая уж уловка, как ее подали затем журналисты. При +28-30 в разгар июня и при +54 градусах на поверхности трека Марку действительно было непросто собрать силы в кулак.
Марк Маркес накануне воскресенья не был уверен в возможности взятия победы
Ситуация для 11-й победы в подряд сложилась утром воскресенья.
Прогноз погоды изменили: предсказывали дождь в середине гоночного дня с вероятностью в 50%. Будет дождь или нет, это было уже не так и важно. Гораздо важнее, что похолодало. Облака и тучи скрыли солнце, стало очевидно, что в самой гонке асфальт уже не будет таким горячим, как в субботу. Когда пилоты MotoGP выходили на решетку, Michelin зафиксировала +40 на поверхности трека — на +12 градусов ниже, чем было на FP4, когда претенденты на Саксонскую Корону Маркеса готовили наборы шин для гонки. Многие принимали решение о замене шин прямо на решетке, кто-то решился установить менее жесткие комплекты, чем планировалось. Миллер и Баньяя погорели на этом!
Маркес остался верен Hard/Medium — комплект утвердили на warm-up′е.
Алеш Эспаргаро возглавил гонку Гран-При Германии
Старт выиграл Алеш Эспаргаро, но вскоре Марк атаковал и вышел в лидеры Гран-При Германии! Тем временем, Оберлунгвиц накрыла большая дождевая туча. По метео-радару, она представляла достаточную угрозу для гонки. На пит-лейне уже начали готовить запасные мотоциклы с дождевыми покрышками…
Маркес возглавлял заезд с первого же круга. Он не оглядывался — буквально летел вперед, к заветной победе. Эспаргаро следовал за ним уверенно 10 кругов подряд, когда сзади не подкатил Джек Миллер. Но Миллеру не удалось закрепиться на 2-й позиции — он на 100% не угадал с покрышками и вскоре стал терять темп.
Следующим, что догнал головку, был Мигель Оливера. В отличие от Алеша и Джека, его темп поначалу не был слишком хорошим, но затем португалец ускорился. К 11-му кругу Мигель накатил на Миллера и занял его место, а к 16-му кругу стал явно сокращать отставание от Маркеса.
Погоня Мигеля Оливеры за Марком Маркесом на Sachsering
Маркес и Оливера на Sachsenring были двумя «пулеметами», которые выстреливали ровные времена круг за кругом. Марк успел откатиться от Миллера на 1.7 секунды к тому моменту, как Оливера прошел австралийца. Repsol Honda ехал стабильно 1:22.0-1:22.1, затем ускорился до 1:21.7 и вернулся к 1:22.1 к 18-му кругу. Оливера ехал за ним с постоянной скоростью 1:21.8-1:21.9 — и он действительно приближался! На 24-м круге мог настать перелом в ситуации, но в боксе Honda всё рассчитали: к тому моменту, как у Марка кончилась задняя покрышка, Мигель тоже исчерпал запас прочности. Пилот KTM пытался сделать рывок, но затем отступил — не успел. Сказалась очень агрессивная борьба за первых кругах: будь Оливера хотя бы на полсекунды ближе к Маркесу, он бы обошел испанца на предпоследнем круге, но Мигель потерял время, бодаясь с Миллером…
Трудно описать ту радость, которая царила на пит-лейне в расположении Repsol Honda
Трудно описать радость, с которой команда встретила на пит-лейне Короля Саксонского Кольца, записавшего на свой счет 11-ю победу подряд на одной и той же трассе — абсолютный рекорд в истории современного MotoGP!
Фабио Куартараро абсолютно спокоен
На подиум вместе с Маркесом и Оливерой взошел Фабио Куартараро, которому удалось пройти Баньяю и Миллера к середине гонки. Правда, оказался на финише француз с 6 секундами отставания от Маркеса. Но! План Yamaha продолжал работать: ни Маркес, ни Оливера не были прямыми конкурентами Куартараро в схватке за титул, и их доминирование в гонке было вполне допустимым. Лицо Фабио выражало традиционное спокойствие в закрытом парке.
Куартараро и Yamaha возглавляли чемпионат MotoGP и Кубок производителей, Ducati были позади — все шло четко по сценарию.
Марк Маркес оформил 11-ю подряд победу в Sachsenring с 2010 года
Всё, да не всё — где же Виньялес?!..
Начав уикенд на Sachsenring в ТОП-3, Маверик завершил гонку… последним, на 19-й позиции — и вот это был настоящий шок. Ситуация в гараже Виньялеса круто изменилась в субботу. Ни с того, ни с сего, темп Маверика ухудшился на 0.8 секунды по сравнению с пятничными результатами: он не попал в Q2 и на FP4 ехал на 0.6-0.9 секунды хуже лидеров. В Q1 Виньялес отстрелялся лишь чуть лучше Лоренцо Савадори — предпоследним, то есть, а на втором круге оказался замыкающим, на этой позиции он и финишировал.
Маверик Виньялес на дне: последний на Гран-При Германии 2021 года
После Гран-При Германии Виньялес уже не скрывал своего разочарования: обогнать Ducati — невозможно; при изменении температуры асфальта хотя бы на 5 градусов — полная смена условий и сетапа — борьба невозможна; зад скользит — решить невозможно; и так далее… В общем, у себя в голове Маверик уже принял решение, что его приключение с Yamaha плавно стремится к завершению. Но он не представлял, насколько был прав.